Маркетинг туристских направлений в XXI веке
23 марта 2004 г. в рамках проходящей в Москве выставки Mitt-2004 состоялся международный семинар «Маркетинг туристских направлений в XXI веке». Он был организован Всемирной туристской организацией (ВТО) совместно с Департаментом туризма Минэкономразвития РФ. Среди 158 участников, собравшихся в «Президент-отеле», были представители из 20 стран и 40 российских регионов, присутствовали специалисты из Франции, Германии, Испании, Италии, Чехии, Турции, Албании, Сан-Марино, а также из стран СНГ и Балтии. Среди российских участников семинара были руководители и сотрудники региональных органов управления туризмом, образовательных учреждений, представители турбизнеса, консалтинговых компаний.
Открывая встречу, руководитель Департамента туризма Минэкономразвития РФ Натэла Шенгелия поблагодарила руководство и сотрудников Всемирной туристской организации за проведение активной обучающей деятельности. Она также отметила, что ВТО, идя навстречу пожеланиям национальных туристских администраций и представителей туриндустрии, прорабатывает и освещает с этой целью наиболее актуальные темы. Так, в 2001 году семинар был посвящен статистике туризма и внедрению вспомогательного (сателлитного) счета для туризма, в 2002 году – экологическому туризму, а в минувшем году с особенным успехом прошел семинар по деловому и инсентив-туризму.
Ведущий семинара Луиджи Кабрини, региональный представитель ВТО для Европы, сказал в своем вступительном слове, что ценность обучающих семинаров ВТО заключается, прежде всего, в том, что их программа удачно сочетает выступления теоретического и практического плана. Не стал исключением и нынешний семинар по маркетингу. Начавшись с общего обзора современных тенденций развития мирового туризма, предложенного Луиджи Кабрини, он продолжился интересными выступлениями на конкретные темы, связанные как с отдельными направлениями маркетинговой деятельности в туризме, так и с опытом осуществления комплексной деятельности в этой области в отдельных странах.
Например, немецким опытом продвижения турпродукта поделился с участниками семинара Йоахим Шольц, старший исследователь Управления маркетинга Национального совета по туризму Германии. Он, в частности, отметил, что его страна весьма серьезно заботится о развитии национального туризма, ежегодно выделяя на эти цели из бюджета порядка 33 млн. евро. Причем не только на продвижение своих туристических возможностей за рубежом, но и внутри страны. Отсюда и наблюдаемый за последние годы в Германии значительный рост объемов внутреннего туризма. Национальный совет по туризму Германии осуществляет разнообразную и масштабную рекламную и издательскую деятельность, но при этом акцент все же делается на внедрение инновационных маркетинговых концепций, на разработку новых и оригинальных направлений работы. В качестве примера Йоахим Шольц рассказал о проекте «Свежая вода», направленном на привлечение внимания немецких туристов к особого рода экологическом маршрутам, разработанным на базе озер, рек и горных водопадов.
Событийный и тематический туризм находится в центре маркетинговой деятельности и других национальных туристических администраций. Об этом, в частности, говорила в своем выступлении Вероника Родригес, директор по рекламе и спонсорству Управления по туризму Барселоны. А консультант ВТО Иан Вудворд рассказал об особенностях работы Британской туристской администрации, с акцентом на проблему оценки маркетинговой деятельности. Ведь именно от «реально осязаемых», то есть финансовых результатов вложений в туристический маркетинг, во многом зависит бюджетное финансирование всей туристической отрасли.
На сегодняшний день ВТО располагает целым набором разнообразных методик, позволяющих достаточно точно оценить результаты маркетинговой деятельности в той или иной стране и достойно представить их правительству. Ведь прибыль, получаемая государством от вложений в маркетинг – это главный показатель ее эффективности. Издан даже специальный учебник на эту тему. По словам Иана Вудворда, это в значительной степени поможет сократить расходы национальных туристических администраций на проведение оценки деятельности в области маркетинга. В Великобритании, стране с высокобюджетным туристическим маркетингом, на основе проведенных исследований удалось убедительно показать, что в последние годы каждый фунт, вложенный в продвижение туризма, приносит прибыль примерно в 25-30 фунтов. И это без учета так называемого мультипликативного эффекта, т.е. без косвенных доходов.
Другие выступления на семинаре, были посвящены следующим темам: «Маркетинг туристских направлений: задачи и решения» (Вальтер Лои, бывший исполнительный директор Европейской туристской комиссии); «Основы успешного менеджмента и маркетинга туристских направлений (Эсенджан Терзибазоглу, координатор управления туристскими центрами, ВТО); «Приемы маркетинга туристского направления: пример Франции (Паскаль Византанер, директор по маркетингу Maison de la France); «Новые коммуникационные стратегии – залог успешного маркетинга туристских направлений» (Рок Кланчник, заведующий отделом прессы и коммуникаций ВТО).
Полный текст докладов будет вскоре размещен на сайте ВТО. Завершился семинар торжественной церемонией вручения всем его участникам сертификатов, которую проводил Луиджи Кабрини.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»