Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

В России появятся двухэтажные поезда

Тверской вагоностроительный завод начал выпуск новых двухэтажных вагонов по заказу Федеральной пассажирской компании (ФПК). Двухэтажные вагоны вмещают на 60% больше пассажиров, чем обычные, поэтому интерес к ним со стороны перевозчиков понятен. Первый состав из спальных двухэтажных вагонов отечественного производства будет сформирован в течение ближайших двух месяцев – необходимые для этого 15 вагонов уже произведены для ФПК. Всего Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ, входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») до конца года поставит ФПК 50 спальных вагонов. Одним из маршрутов следования поездов с нестандартной высотой станет популярное направление Москва – Адлер.

Компания «Аэроэкспресс» в конце мая также подписала контракт со швейцарским производителем Stadler Rail Group на поставку в следующем году более сотни двухэтажных электричек на сумму €685 млн. Они будут созданы на основе уже известных швейцарских поездов KISS и смогут развивать скорость до 160 км в час. Сейчас обычный состав аэроэкспресса в Домодедово, Внуково или Шереметьево вмещает от 500 до 700 пассажиров, а двухэтажные вагоны – до 1100 человек за один рейс. Таким образом, пропускная способность аэроэкспрессов возрастет на 30-40%.

Заказ от РЖД на проектирование двухэтажных вагонов ТВЗ получил в 2009 году. Одной из главных задач отечественных конструкторов было уместить два яруса вагона в предельную высоту 5,20 м – с учетом минимального зазора (0,25 м) до контактной электросети сверху. Эту задачу решили, уменьшив высоту купе и отказавшись от верхних багажных ниш. При той же ширине высота купе теперь составляет 2,1 м. В вагоне экономкласса предусмотрено 104 пассажирских кресла, бизнес-класса – по 29 кресел повышенной комфортности. Кресла, которые будут использованы в конструкции бизнес-класса, имеют возможность разворота по ходу движения поезда: пассажиры, путешествующие вместе, смогут развернуть кресла лицом друг к другу. В спинки кресел будут встроены жидкокристаллические мониторы для просмотра видеопрограмм. В вагоне бизнес-класса предусмотрено также отдельное двухместное VIP-купе. Во всех вагонах будет система кондиционирования воздуха, туалеты и Wi-Fi. Входные двери будут оборудованы автоматическими подножками для удобства выхода не только на высокие, но и на низкие платформы. Поезд будет обладать повышенной шумоизоляцией, срок службы вагонов составит 40 лет.

Двухэтажные вагоны на 5 тонн тяжелее одноэтажных. Конструкционная максимальная скорость, до которой может разгоняться состав с двухэтажными вагонами, – 160 км/ч, что соответствует скоростным показателям серийных вагонов. При всех достоинствах у двухэтажных вагонов есть и недостатки: в них меньше места для багажа, а проводнику, например, придется обслуживать больше пассажиров. Стоимость новых вагонов производитель не раскрывает. Общая же сумма контракта на поставку 50 вагонов ФПК составляет более 3 млрд. рублей. Предполагается также, что билеты в поезда с двухэтажными вагонами будут дешевле, чем в обычные.

Ожидается, что первый двухэтажный поезд отправится в поездку с пассажирами уже в конце этого лета. Заказчик планирует использовать три таких поезда на маршруте Москва—Адлер, в том числе для перевозки болельщиков во время Олимпиады в Сочи. По словам представителя Трансмашхолдинга, экономическая эффективность использования двухэтажных вагонов на маршруте Москва—Адлер, по расчетам, сделанным на основе реального пассажиропотока и тарифов на билеты, превышает эффективность использования одноэтажных почти в три раза. В дальнейшем ФПК намерена использовать такие вагоны на наиболее загруженных железнодорожных маршрутах. Двухэтажные вагоны с местами для сидения ФПК предполагает также ввести на межрегиональных маршрутах, например Москва-Смоленск, Москва-Воронеж или Москва-Белгород. (Эксперт)