«TUI Россия» предлагает пересмотреть порядок формирования фонда персональной ответственности туроператоров
Среди основных сдерживающих факторов развития туризма в России – несовершенство отраслевого законодательства. В частности, давно назрела необходимость изменить порядок формирования фондов персональной ответственности туроператоров. Об этом заявил заместитель генерального директора «TUI Россия» Александр Сирченко на прошедшем в Сочи IV Всероссийском конгрессе туроператоров и турагентов.
По словам г-на Сирченко, внутренний туризм в России в последние годы активно растет, повышается интерес и зарубежных туристов к поездкам в нашу страну. Среди факторов роста можно назвать изменение государственной политики в области туризма, например, разработку механизмов государственной поддержки турбизнеса в форме предоставления субсидий. При этом развитие туризма в стране по-прежнему тормозится из-за дефицита авиаперевозчиков, особенно региональных, недостаточно развитой инфраструктуры, нехватки объектов размещения и слабого продвижения страны на целевых рынках. В TUI также указывают на недостаток мотивации для компаний, привозящих в Россию туристов.
Сильно мешает и несовершенство отраслевого закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Пришло время для более четкого разграничения и распределения ответственности всех участников туристического рынка – туроператоров, турагентств, онлайн-агентств, перевозчиков, транспортных компаний и средств размещения. В том числе необходимо регулирование деятельности турагентств, считает Александр Сирченко. В условиях возрастания конкуренции на рынке надо задуматься о создании равных условий для ее участников, а значит, уравнять онлайн-агентства, агрегаторов, системы бронирования с классическими туроператорами и турагентствами.
В TUI считают также, что необходимо менять критерии оценки платежеспособности и рисков банкротства участников рынка. «Очевидно, что нынешний набор критериев не работает, они не охватывают всю глубину деятельности компании. Формально, например, у «Натали Турс», все было в порядке, а на деле компания – банкрот. Сейчас, после передачи туризма в ведение Минэкономразвития, необходимо проговаривать эти моменты с финансовым блоком», – пояснил RATA-news Александр Сирченко.
Однако на первое место в списке назревших проблем эксперт поставил фонды персональной ответственности туроператоров (ФПО). По словам г-на Сирченко, действующий механизм формирования и использования этого фонда приводит к серьезным негативным последствиям. Излишняя финансовая нагрузка, невозможность использовать средства ФПО провоцирует некоторых участников рынка на недобросовестное ведение бизнеса, в частности, разделение турпродукта и создание множества юридических лиц.
Самая большая проблема в том, что для пополнения ФПО у турфирм регулярно изымаются значительные объемы «живых» денег, которые не используются в бизнесе и вообще оказываются фактически замороженными. А ведь одновременно с формированием персонального фонда туроператоры оформляют фингарантии и пополняют резервный фонд «Турпомощи».
Так, общий объем финансовых гарантий «TUI Россия» – финансовое обеспечение, резервный фонд и ФПО – к концу этого года составит почти 1 млрд рублей. Из них ФПО – порядка 300 млн – фактически изъяты из оборота и не работают на развитие туризма. В 2019-м компания, как и два предыдущих года, почти вдвое увеличила объемы, соответственно вышеуказанные цифры слегка подросли. «Поэтому по итогам нынешнего года к концу 2020-го замороженным в ФПО окажется уже почти 1 млрд рублей. Если мы продолжим наращивать объемы в том же темпе, через три-четыре года это будет уже 5-6 млрд рублей», – рассуждает г-н Сирченко.
В TUI полагают, что, не трансформируя работающий резервный фонд «Турпомощи», надо скорректировать порядок формирования ФПО – ограничить использование «живых» денег. «Необходимо ограничить максимальный размер ФПО суммой, составляющей 2% от совокупной стоимости турпродукта за год. Одновременно, в целях сохранения защиты прав туристов, установить такой порядок формирования финансовой гарантии, при котором каждый туроператор обязан застраховать или заключить договор банковской гарантии на сумму в размере 5% от полной стоимости турпродукта за год», – пояснил собеседник.
В TUI уверены, что предлагаемые изменения никоим образом не уменьшат защиту прав туристов, но снизят финансовую нагрузку на туроператоров. А это будет способствовать активизации туристической деятельности и благотворно влиять на стоимость турпродукта.
Напомним, согласно закону, персональный фонд формируется за счет ежегодного взноса компании в размере 1% общей цены турпродукта за предыдущий год. Туроператор может увеличивать размер ежегодного взноса или сразу сформировать фонд максимального размера – не менее 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Если персональный фонд сформирован в максимальном размере (7%), перечисление взносов прекращается и финансовое обеспечение ответственности в сфере выездного туризма уже не требуется.
«Мы три года наполняем фонд персональной ответственности, но уже сейчас ясно: если компания продолжит активный рост, то вообще никогда не сможем достичь максимального размера ФПО в 7%, продолжая изымать из оборота и замораживать значительные суммы», – заметил г-н Сирченко.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»