Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Как без вагонов-ресторанов туроператоры будут кормить детские группы?

РЖД сообщили о планах сократить число вагонов-ресторанов, которые сейчас есть во всех поездах дальнего следования. Как заявил глава холдинга Олег Белозеров, эти вагоны воспринимаются как нечто дорогостоящее, поэтому их оставят только в определенных поездах – фирменных и туристических.

В качестве альтернативы в железнодорожной компании предложили ввести наборы питания, которые можно было бы просто разогреть. В том числе заказать еду через смартфон для доставки к вагону, как уже сейчас можно сделать в некоторых российских городах.

Новость активно обсуждается в профессиональных сообществах фейсбука. Отношение к ней неоднозначное. Кто-то считает, что сокращение числа вагонов-ресторанов закономерно, так как они слишком дорогие, а еда не лучшего качества. Тем более что на многих маршрутах уже продают билеты с включенными завтраками, обедами и ужинами, которые приносят прямо в купе. В общем, вагоны-рестораны – чистый анахронизм.

Однако для многих вагон-ресторан остается удобным форматом, и непонятно, зачем его ликвидировать, особенно с учетом наших российских расстояний. Такой вагон должен быть в любом поезде, который идет по маршруту более 12 часов. Вагоны-рестораны не исчерпали себя, их надо видоизменить, усовершенствовать, но не отказываться совсем, полагают они.

«Жаль, что из некоторых поездов исчезнут вагоны-рестораны. В длительной поездке их посещение превращалось в событие, – говорит директор самарской компании «Профцентр» Елена Мартыненко. – В любом случае, гораздо интереснее сходить в ресторан, чтобы не только размяться, но и нормально поесть за столом, а не в купе или плацкарте, мешая другим пассажирам. Наши железнодорожные туры мы делаем с вагонами-ресторанами».

Возможно, в них перестали ходить из-за дороговизны и слабого сервиса. Соответственно они стали нерентабельны, но в РЖД могли бы поработать над уровнем таких заведений, а не убирать совсем, полагает г-жа Мартыненко.

«Это грустная новость для меня и как туроператора, – продолжает собеседница. – Мы занимаемся детским туризмом и, согласно регламенту, обязаны кормить детей в таких поездках. Вагонами-ресторанами пользуемся, потому что это удобно. Внутри РЖД есть свой «Роспотребнадзор», который контролирует организацию питания в поезде. А детям интересна «экскурсия» в движущийся ресторан. Проблем с едой у нас не было».

По словам Елены Мартыненко, проблемы возникают, когда приходится самим все организовывать, искать поставщиков на точках маршрута. «Получается, что вот сейчас у нас поедут организованные детские группы на Байкал через всю страну, и я должна весь маршрут сама каким-то образом изучить, найти в разных городах и на разных станциях тех, кто обеспечит нам питание, проверить их качество. Рассчитать, чтобы совпало с расписанием. Это серьезные дополнительные траты сил, времени», – полагает эксперт.

Правда, по ее словам, заявление главы РЖД пока не дает полного представления о том, что реально изменится в концепции питания пассажиров: «Например, почему г-н Белозеров говорит, что вагоны-рестораны оставят в туристических поездах, если они изначально предлагаются туроператорам без них и оплачиваются дополнительно».

Руководитель комиссии РСТ по железнодорожным перевозкам, генеральный директор туроператора «Проект Ретропоезд» Сусанна Старцева называет решение РЖД излишне прямолинейным. «Как-то слишком просто выходит – нам дорого, и мы от этого отказываемся. А наши дети? – удивляется она. – РЖД должны были как-то обозначить эту тему. Например, мы отказывается от вагонов-ресторанов, но для организованных групп детей предоставляем альтернативу».

В итоге детские группы выдавливают в более дорогой сегмент. Может получиться так, что они смогут ездить только в фирменных поездах, что гораздо дороже обычных. По словам г-жи Старцевой, при проезде в плацкартном вагоне фирменного поезда стоимость билета для детских групп уменьшается только на 33%, а если они едут в обычном, не скором, поезде, то на 50%. К тому же фирменных поездов не так много – 80 на всю страну. Это значит, что организованные детские группы в туризме, а не в массовых детских поездах, будут ограничены в путешествиях. Кстати, массовые детские поезда, которые отправляются в рамках государственных тендеров, РЖД всегда снабжает вагонами-ресторанами, чтобы обеспечить детей питанием согласно ГОСТу. «Туроператорские» детские группы, судя по всему, РЖД не волнуют.

«Мы давно говорили, что в поездах не хватает вагонов-ресторанов, что многим организованным детским группам по этой причине отказывали в перевозке, – продолжает Сусанна Старцева. – Предлагали РЖД рассмотреть возможность организации питания через пункты на вокзалах. Но поезда сейчас мало где стоят долго, так что этот формат не работает. А доставка к поезду еды на одной станции и забор посуды на другой – это под силу либо самим РЖД, либо крупным сетям по организации школьного питания».

В этой ситуации РЖД должны инициировать разговор с Роспотребнадзором – пусть разработают детское разогреваемое меню, считает эксперт. «Нам надо как-то компенсировать сокращение числа вагонов-ресторанов и обеспечить детей питанием согласно разработанным для таких поездок нормам», – говорит г-жа Старцева.

Светлана Ставцева, RATA-news