Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Продуктовые санкции стимулировали интерес россиян к гастрономическим турам

Гастрономические поездки как отдельный вид туризма последние несколько лет набирают популярность в России. На туристическом рынке Европы такие путешествия уже давно занимают прочное положение.

Преимущественно россияне выезжают в гастрономические туры за рубеж, но обороты постепенно набирают Краснодарский край и Крым. По словам директора компании Hedonism Travel Анны Москвитиной, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах растет количество винных школ, кулинарных студий и других гастрономических проектов, что стимулирует интерес к эногастрономии и гурмэ-туризму. «Каждую страну мы пробуем на вкус, цель наших путешествий не просто рестораны или фермы, а именно специалитеты – уникальные продукты или напитки, которые можно попробовать только в этом месте», – пояснила она.

В лидерах направлений – Франция, Италия, Грузия, Испания. «И если Италия и Франция – это уже классика жанра, то Грузия – тренд последних лет. Перу, Аргентина, ЮАР, Япония доступны не каждому гурману, все-таки это высокобюджетные направления, но и эти страны запрашивают все чаще», – заверила г-жа Москвитина.

Гурмэ-туры в Японию очень востребованы, подтверждает генеральный директор компании «Квинта тур» Ирина Серганова. «Страна предлагает лучшие морепродукты, мясо, фрукты и овощи. Японцы даже сады и грядки поливают чистейшей водой из источников», – уверяет она. Не только регионы, но даже каждый ресторан специализируется на отдельном виде блюд – в одном подают только суси и сасими, в другом – темпуру и т.д. Поэтому туристы перемещаются по городам, чтобы попробовать как можно больше местных блюд. «Не могу утверждать, что наши соотечественники уже широко осведомлены о таком виде туризма, но у нас в компании спрос устойчивый. А в других странах это вообще очень популярно, гастротуры в Японию распродаются на год вперед», – добавила г-жа Серганова.

В компании PAC Group также отмечают постоянный спрос на винно-гастрономические туры во Францию, прежде всего в Бургундию и Прованс. Россияне с удовольствием посещают Аквитанию ради Бордо и Коньяка, в Нормандии – устричные фермы, дегустации кальвадоса и сидра. В Италии интересны винодельческие регионы Кьянти, Пьемонт, последний также знаменит шоколадом и трюфелями, Парма славится своей ветчиной и пармезаном, Тоскана – винами и флорентийскими стейками, а оливковое масло из Апулии считается одним из лучших в мире. Туристы охотно знакомятся с винами некоторых регионов Испании. «Наиболее популярные варианты размещения по маршруту – отели-замки или гостевые дома при винодельнях», – уточнила директор по рекламе Надежда Найдис. Размещение на фермах, в небольших бутиках-отелях и семейных гостиницах в деревенском стиле – одна из фишек гастрономического путешествия.

Андрей Тарасенков, заместитель руководителя отдела туризма компании «АэроТур», специализирующейся на гастротурах в Узбекистан и Грузию, рассказал RATA-news, что посещение ресторанов национальной кухни прежде было частью пакетного тура, а сейчас гурмэ-поездки становятся полноценный турпродуктом. «Впрочем, это не исключает других экскурсий, просто гастрономия выходит на первый план», – объяснил эксперт.

К примеру, пятидневный тур в Узбекистан знакомит туристов практически со всеми национальными блюдами республики, одного только плова пробуют порядка 50 вариантов. Тур на двоих в группе обойдется примерно 80 тыс. рублей с перелетом, проживанием, питанием и экскурсиями. «Показываем, как готовят джезакскую самсу в тандыре, шашлык из баранины и т.д. Проводим мастер-классы по приготовлению плова в казанах на 500 литров. Рецепты лучше запоминаются, когда люди сами добавляют в блюдо приправы и специи», – полагает г-н Тарасенко.

Более дорогие гурмэ-поездки в Китай или Индию пока востребованы только индивидуалами. Узбекистан компания «АэроТур» начала предлагать только в этом году, а по Грузии виден прирост 20% по сравнению с прошлым годом. Чаще такими турами стали интересоваться корпоративные клиенты.

В компании «Туртранс-Вояж» попробовали сделать гастрономический тур для групп от 40 человек. В программе стараются учесть календарь европейских тематических фестивалей, праздников сбора урожая и т.д. В дополнение идут экскурсии в базовых городах, дегустации местных продуктов и блюд. Новый формат очень понравился клиентам, особенно тем, кто уже не раз бывал в Европе. «Год назад у нас было всего две программы на тему гастрономии, а сейчас уже пять, то есть интерес к продукту растет, – говорит заместитель исполнительного директора Елена Баранова. – К сожалению, винные погреба и помещения под мастер-классы часто не вмещают 40-50 человек, приходится подбирать особые места, способные принять большую группу».

Генеральный директор компании Travel Hunter Маргарита Полоник рассказала RATA-news, что каждый третий турист в мире рассматривает национальную кухню как важную составляющую мотивации к путешествию. «В гурмэ-турах люди тратят денег больше, чем в других путешествиях, поэтому гастрономический туризм – один из самых перспективных и прибыльных», – уверяет она. Сегодня в лидерах продаж оператора – Грузия, Италия, Азербайджан и Франция. Стоимость группового тура до шести участников колеблется от €900 до €2,3 тыс. с человека. Маршруты рассчитаны, в основном, на четыре-пять дней, туристы посещают производства местных продуктов, дегустации, мастер-классы.

«С 2015 года мы наблюдаем ежегодное увеличение спроса на путешествия за рубеж. Гастрономический туризм исключает понятие сезонности, но есть и всплески продаж, это март-май и август-ноябрь. Такие поездки оживляют туризм, вносят разнообразие в направления – клиент не прочь поехать туда, где уже бывал, но теперь с гастрономическими целями», – подчеркнула г-жа Полоник.

Ирина Серганова также прогнозирует дальнейшее развитие этого сегмента: «Людям интересны узкие темы, особенно если группу сопровождает эксперт, который может интересно рассказать о стране, ее достопримечательностях и кухне. А просто экскурсионные групповые туры – уже пройденный этап». То же самое, по ее мнению, касается и новых направлений. Недавно оператор предложил гастротуры в Израиль, которые сразу стали востребованы . «Страна многонациональная, но именно это и делает ее интересной с точки зрения гастрономии. Израильская кухня сейчас входит в топ-предложений во всем мире», – отметила она.

Анна Москвитина добавила, что санкционные ограничения по ввозу продуктов из некоторых европейских стран пробудили в россиянах интерес к гастрономическим поездкам, в том числе с целью привезти домой полюбившиеся сыры, колбасы, вина и т.д. В этой связи Италия и Франция чаще всего становятся главными направлениями для гастротуристов.

 

Наталья Панферова, RATA-news