Райко Ружичка: «Даже при небольшом турпотоке Россия считается стратегическим рынком для Хорватии»
28 июня возобновились регулярные авиарейсы из Москвы в курортные регионы Хорватии. Директор Национального офиса по туризму Райко Ружичка рассказал RATA-news, какие прогнозы страна строит по поводу турпотока из России и как будет продвигать свой турпродукт.
- Как турбизнес Хорватии переживал пандемию и какое настроение сейчас?
- Хорватия очень зависима от туризма, поэтому бизнес, безусловно, испытал большой шок. Тем не менее, страна достаточно оперативно отреагировала на происходящие события – мы быстро закрылись и быстро открылись. Туристический рынок возобновил работу в конце мая прошлого года, нормально отработали лето, насколько это было возможно с учетом обстоятельств. Турпоток восстановился на уровне 55-60% от показателей 2019 года, и это помогло турбизнесу пережить сложный период.
Осенью, когда всех накрыла вторая волна пандемии, конечно, помогало и государство. Сейчас Хорватия начинает открываться в полной мере. С 10 июня доступны регулярные рейсы из Москвы. Мы ждали это лето, оно пришло, и для турбизнеса результаты пока очень хорошие. На прошлых выходных в Хорватию приехало более 300 тысяч туристов. Изо дня в день цифры все лучше и лучше.
- Насколько я понимаю, россияне посещали Хорватию и до возобновления прямых рейсов.
- Конечно. Хорватия открылась для российского рынка фактически с 1 апреля. Мы сразу начали принимать туристов, привитых «Спутником V». Те, кто не был вакцинирован, могли приехать с ПЦР-тестом. С этого же момента начали выдавать туристические визы. Россияне находили способы добраться до нас – были грузопассажирские рейсы до Загреба, кто-то летел через Белград, кто-то через Стамбул.
В этот период доля россиян в общем турпотоке была такой же, как и всегда. Дело в том, что российский рынок у нас пока не в топе по количеству туристов. Например, в 2019 году в Хорватию прибыло около 19 млн гостей, из них русских было около 160 тысяч, это всего 1,1-1,5% . Большая часть туристов приезжает к нам на машинах, поэтому наши ключевые рынки – это Германия, Польша, Чехия, Словения, Австрия, то есть соседние страны. Если же оценивать позицию россиян среди тех рынков, откуда к нам прилетают на самолетах, то процент здесь будет очень велик, Россия здесь входит в топ-3. Поэтому мы, безусловно, рассматриваем вашу страну как стратегический рынок.
- Какие у вас прогнозы по турпотоку на сезон в связи с запуском прямых рейсов?
- Надеюсь, полетная программа будет и дальше расширяться. Если обстановка не изменится к худшему до июля и августа, мы рассчитываем на турпоток в 60% от уровня 2019 года.
- Изменились ли из-за пандемии форматы отдыха?
- Все больше туристов подыскивает себе либо апартаменты, либо отдельные дома или мини-виллы, а таких объектов у нас очень много, и они получили в пандемию новый толчок к развитию. Если раньше нам ставили в минус преобладание такой базы размещения, то теперь она стала плюсом. В стране много комфортных маленьких домиков на берегу моря, где у гостей вообще не будет соседей. Появляется все больше глэмпингов, которые тоже пользуются спросом. Популярно размещение в виллах, построенных не у самого побережья, а в отдалении. Каждый из таких объектов предоставляет свой трансфер и имеет бассейны. Есть спрос на чартеры кораблей и лодок. Это преимущество, поскольку люди хотят отдыхать, но на расстоянии от других туристов. Конечно, у нас есть гости, которые традиционно выбирают гостиницы у моря, но количество тех, кто предпочитает новые форматы, растет постоянно.
- Есть ли какие-то регионы, которые стали больше интересовать туристов?
- В континентальной части Хорватии сейчас развивается и инфраструктура, и предложение для туристов, которым интересен не только пляжный отдых. Плюс здесь и температура ниже, чем на побережье. В горах летом до 22 градусов, а на пляжах до 30. Туристов завораживают красоты природного парка Лонско Поле и горы Мославина, озера и реки.
В Хорватии также можно найти много курортов с термальными источниками прямо рядом с Загребом. Гостей можно отправить в лечебные центры Крапинские топлице, Вараждинские топлице, Терме Св. Мартин на Муре, Тухельские топлице, Стубичке Топлице, Топуско топлице, Даруварские топлице.
На востоке Хорватии популярностью пользуется Горски-Котор. В Славонии национальные парки, потрясающая природа, очень вкусная еда, вино и душевный прием. Мне кажется, сейчас самое время попробовать такой вид отдыха. Причем все эти регионы подходят как для групп, так и для индивидуальных туристов. Здесь есть агротуристические комплексы с потрясающими номерами.
- Отмечается ли рост цен на размещение в этом году?
- В северной части Адриатики цены, возможно, будут на пару процентов выше. Но в центральной и южной частях роста цен вообще не отмечают. Если в 2019 году спрос позволил объектам размещения поднять цены, то сейчас такое вряд ли можно представить.
- Сейчас российский турист, кажется, готов ехать на любой заграничный курорт. Может, и продвигать Хорватию нет смысла?
- Конечно, мы чувствуем большой интерес к стране, мои коллеги в посольстве Хорватии вам это подтвердят. Да, нам пока не хватает чартерных рейсов и больших самолетов. Мы, безусловно, будем проводить кампанию по продвижению, но ее цель не только в том, чтобы предложить отдых как можно большему числу россиян, но и в том, чтобы рассказать российской туриндустрии, насколько Хорватия безопасна, что мы делаем, чтобы пандемия была под контролем, сколько у нас вакцинированных и т.д. Нам важно, чтобы туристы чувствовали себя здесь спокойно.
Как ни крути, 75-80% хорватского турпотока – это море и пляж, летний отдых на Адриатике. Поэтому наша рекламная кампания будет базироваться на информации про летний отдых с разбивкой даже не по городам, а по регионам – исторические города, Далмация, Южная Далмация, острова, яхтенные чартеры как направление. Бюджет у нас небольшой, что объяснимо в эти сложные времена. Многие мероприятия будут проходить онлайн.
- Вы сказали о важности позиционирования Хорватии с точки зрения безопасности. Какие ограничения сейчас действую для туристов?
- Для туриста нет никакого дискомфорта. Если человек привит «Спутником V», то ему достаточно загрузить эти данные на российский портал госуслуг и распечатать сертификат на английском языке. Хочу отметить, что нагрузка на визовые центры очень высока, поэтому нужно заранее подавать документы, если вы получаете ее впервые. Но можно ехать с шенгенской визой, а также с болгарской, кипрской и румынской.
- Какова сейчас глубина бронирования туров? И как долго российские туристы готовы отдыхать на курортах Хорватии?
- Есть те, кто покупает last minute, но есть брони на июль и август. В среднем глубина продаж две-четыре недели. Если в среднем турист приезжает к нам на 4-6 дней, то россиянин берет тур на 10 дней, иногда бывает и месяц, и даже все лето. И это еще одна причина, почему Россия является для нас стратегическим рынком.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»