ОАО «РЖД» ждет предложений от турбизнеса
Вчера в ОАО «Российские железные дороги» под председательством начальника Департамента дальних пассажирских перевозок Олега Никитина прошла встреча с представителями турбизнеса. В ней приняли участие начальник отдела вокзалов РЖД Борис Рябов, начальник коммерческого отдела Сергей Ткачев, руководителя ряда подразделений РЖД. Со стороны турбизнеса помимо руководства РСТ и НТА участвовали руководители компаний «Туртранс вояж», «Старый город», «Пирамида тур», «Орфей», «Дельфин», паломнического центра «Радонеж» и др.
Для начала Олег Никитин похвалил работу ОАО «РЖД», обратив внимание на действительно повышающееся качество железнодорожного сервиса, увеличение числа поездов на южно-курортных направлениях, в том числе из северных районов России. Затем выступил генеральный директор компании «Орфей» Михаил Романов, который поднял самую больную сегодня проблему туроператоров – необходимость бронирования билетов под тургруппы за 45 суток с выкупом индивидуальных билетов на каждого туриста за 35 суток до даты поездки. Напомним, что и РСТ, и НТА уже направляли в ОАО «РЖД» письма по этой проблеме.
Г-н Романов подчеркнул, что, в силу существующей на российском рынке глубины продаж, обеспечить в таких условиях групповые туристические пассажирские перевозки практически невозможно. Также г-н Романов обратил внимание, что когда кассир должен выписывать одному покупателю, в данном случае представителю турфирмы, одновременно большое количество билетов, значительно увеличивается вероятность ошибки при заполнении бланков проездных документов. Михаил Романов предложил, в случае неизбежности такой практики, ввести специальный коэффициент приема билетов с допущенными ошибками. Наконец, г-н Романов предложил продумать схему, предполагающую определенные финансовые гарантии со стороны туроператоров по выкупу заявленных объемов пассажироперевозок.
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько в своем выступлении обратил внимание руководства РЖД на то, что индекс роста потребительских цен на ж/д билеты составил в 2001 году по проезду в купейном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования 162,5%, в 2002 – 130,8%, а в 2003 – 125,2%. Это во многом определяет опережающий рост стоимости условного турпакета на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными турами.
По вопросу сроков группового бронирования и выкупа билетов на каждого члена группы, у РСТ позиция однозначная: эта практика неприемлема для организации туристических продаж. И если железная дорога хочет исключить из процесса продаж перекупщиков, то надо действительно вводить новую форму агентского договора и/или разрабатывать механизм аккредитации туроператоров, работающих с ж/д билетами.
Кроме того, Сергей Шпилько обратил внимание руководства РЖД на постоянное ужесточение требований к техническому обеспечению и даже дизайну точек по продаже ж/д билетов. Речь, в частности, идет о новой редакции «Положения о комиссии по рассмотрению обращений сторонних организаций об открытии пунктов продаж железнодорожных проездных документов», предусматривающего бесконечное количество технических условий, гарантии и/или договор-поручительство уполномоченного банка, договор страхования ответственности организации с уполномоченной страховой компанией, положительного сальдо расчетов в объеме не менее 1/10 от месячной выручки на начало каждого рабочего дня и т.д. Практическое введение такого порядка в начале сезона и закрытие касс, не отвечающих названным требованиям, может вызвать очередной кризис на рынке продажи ж/д билетов по линии турфирм.
Олег Никитин, комментируя уровень цен на билеты, сказал, что рост их происходит, главным образом, в связи с повышением качества обслуживания. А на реплику Сергея Шпилько, что надо бы учитывать и соотношение стоимости ж/д перевозок на внутрироссийском и внешнем рынках, г-н Никитин заявил: раз пассажиры покупают билеты, значит, могут себе это позволить. Согласитесь, странно слышать такое из уст представителя естественного, тем более, по-существу, государственного монополиста.
Что касается ситуации со сроками бронирования и порядка выкупа билетов для групповых туров на внутрироссийских маршрутах, то Олег Никитин предложил турбизнесу в лице РСТ и других заинтересованных организаций внести конкретные предложения по новым условиям соответствующего договора. При этом, полемизируя с руководителями отдельных компаний, г-н Никитин каждый раз зачитывал выдержки из справки о том, сколько та или иная турфирма не выкупила билетов из предварительно заявленного количества. А Борис Рябов, в свою очередь, заявил, что групповые перевозки в общей структуре продаж РЖД составляют не более 3%, видимо, давая понять, что железная дорога в них не слишком заинтересована. Что ж, как резонно заметили туроператоры, при таком подходе доля этих продаж и дальше будет уменьшаться, а не увеличиваться.
В итоге стороны договорились, что РСТ и НТА создадут рабочую группу по выработке предложений, касающихся новых условий сотрудничества РЖД и турбизнеса. По словам Олега Никитина, возможным уровнем финансовой гарантии может стать предоплата в размере стоимости соответствующего групповой заявке количества плацкартных мест. Кстати, на совещании упоминалось, что под давлением туроператоров, занимающихся въездным туризмом, руководство РЖД уже пошло на определенные уступки, разрешив бронировать билеты для иностранных туристов на фамилию руководителя группы за 12 суток до даты поездки.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»