Как помочь турфирмам разрешать споры до суда
Центр медиации при РСПП и правовой комитет РСТ предлагают турфирмам активнее пользоваться таким инструментом досудебного решения споров, как медиация.
Центр медиации при РСПП и правовой комитет РСТ подписали соглашение о партнерстве в сфере развития бизнес-медиации на рынке индустрии туризма и гостеприимства. Планируется проводить совместные мероприятия и исследования в сфере эффективного разрешения бизнес-конфликтов, запускать образовательные программы по переговорам и повышению культуры делового общения на рынке HoReCa и туризма, обмениваться опытом.
Медиация – инструмент, который позволяет избежать судебной фазы конфликта и может быть востребован как в отношениях турбизнеса и потребителей, так и в спорах b2b. В некоторых областях этот инструмент используется уже довольно активно. Налоговые органы принимают решения медиации к исполнению.
Как пояснил RATA-news руководитель правового комитета РСТ Георгий Мохов, в центре медиации, который в рамках РСПП работает уже более пяти лет, индустрия гостеприимства прежде не была выделена в особое направление. Однако сейчас, на фоне спровоцированной пандемией волны конфликтов, это становится необходимым. Фактически ковид подстегнул внедрение медиации в бизнес, так как суды сейчас перегружены, рассмотрение дел сильно затягивается.
«Практика досудебного решения споров в турбизнесе, конечно, есть и сейчас. Но нам предстоит познакомиться с конкретными процедурами процесса, необходимыми документами, то есть провести своего рода ликбез о техниках медиации, которая регулируется отдельным федеральным законодательством», – сказал эксперт.
Медиация – не третейский суд, то есть это не способ разрешения спора с каким-то лицом, а процедура достижения договоренности спорящих сторон и мирового соглашения между ними во внесудебном порядке. Медиатор не принимает решения, а показывает участникам конфликта его последствия и возможности их избежать.
«В туризме многие суды происходят именно потому, что сторонам не удается договориться. Правым себя обычно считают оба участника конфликта, – говорит Георгий Мохов. – Если бы с нашими крупными туроператорами получилось выйти на медиацию, многие дела до суда бы просто не доходили. Сейчас некоторые из них часто занимают изоляционистскую позицию, а агентства вместо диалога получают отписки».
По мнению эксперта, механизм медиации отрасли может пригодиться, особенно с учетом приближающегося 31 декабря 2021 года, когда закончится отсрочка обязательств по несостоявшимся турам и турбизнес рискует столкнуться с катастрофическим количеством претензий от потребителей. «Морально и технически надо быть к этому готовыми», – говорит г-н Мохов.
Из-за перегруженности судов после пандемии досудебное решение споров становится все более востребованным. Появляются и новые, ускоренные его варианты. Например, недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров до суда.
«Основная идея – создание на портале госуслуг механизма претензионного рассмотрения споров с потребителем, в том числе и в туризме, с привлечением независимых экспертов и медиаторов. Некий экспресс-вариант, но с принятием решений, которые имеют судебную силу. То есть они обязательны к исполнению, что недоступно третейским судам», – пояснил Георгий Мохов.
Пока трудно предположить, что из этого роботизированного формата получится, но он способен изменить весь механизм защиты прав потребителей. «Первый опыт внедрения такого механизма – финансового уполномоченного – уже есть, он применен на рынке страховых услуг. И его решения поддерживаются судебными приставами-исполнителями, то есть они обязательны к исполнению», – говорит г-н Мохов.
Цифровизация идет быстрыми темпами. И, по словам эксперта, можно неожиданно столкнуться с тем, что через какое-то время Минцифры и Минюст будут внедрять такой же упрощенный вариант решения споров с потребителями и в туризме. Споры будет разрешать онлайн-медиатор, и при наличия у потребители всех подтверждающих документов деньги в его пользу будут просто списываться со счетов турфирм автоматически.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»