Паромом по Европам. Часть вторая
Продолжаем рассказ корреспондента RATA-news, побывавшего в круизе по приглашению компании St. Peter Line.
Сэкономить на путешествии по Старому Свету в нынешней экономической ситуации непросто, но возможно. Особенно если перевести взгляд с колебаний курса евро на колебания морских волн. Романтика, которой овеяны приключения мореплавателей, со времен Колумба никуда не исчезла, а сам процесс, меж тем, стал куда более приятным и безопасным.
Посетить «в один присест» несколько европейских столиц – например, Хельсинки, Стокгольм и Таллинн – можно воспользовавшись услугами питерской круизной компании St. Peter Line. Маршрут начинается в Петербурге, в нем же и заканчивается.
«Первопроходцам» за несколько дней круиза приходится переваривать много новой информации. Тем же, кто уже не раз бывал в этих городах, выдается уникальная возможность под другим углом взглянуть на старушку Европу. Она, несмотря на свой преклонный возраст, по-прежнему способна удивлять.
О кладбище, хорошей погоде и Александре II
Пожалуй, самое неочевидное желание, которое может возникнуть при посещении Хельсинки, – это посещение кладбища. Однако не стоит им пренебрегать. Во-первых, кладбище непростое. А во-вторых, находится оно практически рядом с портом, куда прибывает паром.
Кладбище, о котором идет речь, примечательно тем, что здесь с начала XIX века хоронили почти всех русских жителей Хельсинки. Посещение этого места сродни путешествию в машине времени – чуть ли не на каждой плите или надгробном камне выгравирована фамилия, которая сыграла важную роль в истории России.
Здесь похоронен, например, знаменитый купец Николай Петрович Синебрюхов, мировую известность которому принесли пивоварение и производство спиртных напитков. Дело, что называется, выгорело, и долгое время Синебрюхов считался одним из самых богатых людей не только в Финляндии, но и в России.
Самой посещаемой считается могила Анны Александровны Танеевой-Вырубовой, фрейлины и вернейшей подруги императрицы Александры Федоровны. Под обелиском в форме пасхального яйца покоится семья Агафона Карловича Фаберже, сына знаменитого ювелира. Осенние, а потом и зимние утренние туманы добавляют этому и без того атмосферному месту еще больше таинственности.
С православным кладбищем граничит лютеранское, тоже популярная достопримечательность, но преимущественно у финнов, посещающих могилы родственников, которые погибли в различных войнах, или могилы знаменитых людей, похороненных здесь. Например, в центре военного кладбища находится могила Карла Маннергейма, личности незаурядной и весьма неоднозначной: потомок немецкого рода, он прошел путь от русского военачальника до президента Финляндии.
Прелесть северных столиц заключается в том, что погода здесь может меняться несколько раз на дню, поэтому на смену утреннему туману часто приходит яркое солнце. На фоне синего неба особенно выигрышно смотрится белоснежный собор Святого Николая, возведенный на Сенатской площади в 1852 году по проекту архитектора Карла Энгеля.
Здесь же, на Сенатской площади, расположилось и само здание сената, университет, а также памятник российскому императору Александру II, который расширил права автономной Финляндии и в 1863 году даровал ей конституцию.
Еще одной соборной доминантой в Хельсинки служит Успенский собор, возведенный в 1868 году по проекту архитектора Алексея Горностаева. Он считается крупнейшим в Северной Европе православным храмом.
Обе достопримечательности можно увидеть с высоты птичьего полета, поднявшись на смотровую площадку отеля Solo Sokos Torni. Вход на площадку бесплатный. Наверху работает бар, откуда открывается чудесный вид на столицу Финляндии.
О парящих скульптурах, группе АББА и «железном мальчике»
Стоянка парома в Стокгольме – самая продолжительная за все время круиза, но и этого времени оказывается очень мало, чтобы насладиться столицей Швеции в полной мере. Знакомство с городом можно начать не с традиционных ратуши или королевского дворца, а с парка Миллесгорден – детища шведского скульптора Карла Миллеса.
Скульптурный парк с музеем находятся недалеко от Стокгольма на территории коммуны Лидингё. Этот участок земли был куплен Миллесом (к слову, учеником Родена) и его супругой в 1906 году. А в том виде, в котором парк существует сегодня, он возник уже в 1950, после возвращения Миллеса из США. Многим это место может показаться странным: скульптуры уж больно причудливы. Но по какой-то необъяснимой причине оторваться от всего этого совершенно невозможно.
Избежать посещения ратуши, конечно, все равно не получится. Хотя бы потому, что в ее главном зале ежегодно проходит торжественный прием по случаю вручения Нобелевской премии, надо же хоть как-то почувствовать себя причастным. Зал и правда красив, особенно в лучах солнца, проникающих сквозь окна верхнего яруса. По всему периметру его украшают арки, а доминантой служит огромная лестница, по которой в сопровождении членов королевской семьи спускаются во время приема нобелевские лауреаты.
На площади перед ратушей всегда многолюдно, особенно в хорошую погоду. Люди гуляют, делают фотографии или просто отдыхают на лавочках.
Но отдыхать на лавочках – непозволительная роскошь для тех, кто путешествует на пароме. Особенно учитывая, что Стокгольм часто называют музейной столицей Европы. Выбрать музей (их в городе более восьмидесяти) – задача не из легких: Музей современного искусства, Музей северных стран, Музей естествознания, Нобелевский музей… На посещение каждого нужно закладывать как минимум день, поэтому самый верный способ – выбрать тот, который посвящен главной «религии» шведов – группе АББА.
Интерактивный и очень легкий для восприятия, этот музей дает исчерпывающую информацию об истории группы. Здесь собраны сотни подлинных вещей, по которым можно проследить весь творческий путь самого успешного скандинавского коллектива.
Когда времени до отправления парома остается совсем немного, лучше посвятить его Старому городу. Основная цель – не величественный королевский дворец с несущими службу гвардейцами (обойти его все равно не успеешь), а один из самых миниатюрных в мире памятников.
Мальчика, смотрящего на Луну (или Olle, как называют его местные жители), создал в 1954 году потомственный архитектор Лисс Эрикссон. Размер памятника всего пятнадцать сантиметров, поэтому отыскать его на улочках Старого города непросто. Туристов, впрочем, это не останавливает: люди верят, что если погладить «железного мальчика» по голове и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Те же, кто верит не в чудодейственную силу Olle, а в нечто другое, обычно заходят в находящуюся неподалеку Церковь Святого Николая – старейшую в историческом центра Стокгольма.
Стокгольм – конечно, город не на один день. Спланировать свой следующий приезд сюда поможет официальный туристический сервис, где есть сотни советов, касающиеся достопримечательностей, музеев, ресторанов и шопинга.
О крепостных стенах, шпилях и трубочисте
Последний пункт круизного путешествия – Таллин. Город отличается от других прибалтийских столиц, но в то же время чем-то их напоминает. Определение «старушка Европа» как нельзя лучше подходит именно этому городу.
Финский залив и шпили соборов особенно хорошо видно со смотровой площадки одного из них – Церкви Святого Олафа.
Старый город огорожен широкими крепостными стенами, столетиями охраняющими уют черепичных крыш и маленьких улочек, на которых то и дело попадаются художники за мольбертами или, на радость многочисленным туристам, люди в национальных эстонских костюмах.
Как и в Стокгольме, в Таллине тоже есть скульптура, которую нужно потереть на счастье. Ремесло трубочиста все еще живо, и, по мнению жителей Эстонии, потереть (а лучше оторвать) пуговицу от одежды представителя этой профессии считается большой удачей. Трубочистов, понятное дело, на всех не хватает, поэтому в городе и было решено поставить памятник трубочисту, пуговицы которого теперь натерты до блеска. И это хорошо, ведь главное, чтобы все были счастливы.
Екатерина Веллинг, специально для RATA-news
Фото автора
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»