Круизным операторам будет трудно выжить без господдержки
Для предотвращения банкротств судоходных компаний-туроператоров необходимы дополнительные меры господдержки. Они позволят преодолеть негативные последствия кризиса и сохранить круизный сегмент туристического рынка. Турбизнес планирует обратиться с соответствующим письмом в правительство, сообщил глава круизной комиссии Российского союза туриндустрии Алексей Растегаев.
По его словам, ситуацию на круизном рынке можно назвать критической. «В 2020 году навигация была на 40% короче обычной, что уже привело к потерям судоходных компаний-туроператоров, – пояснил RATA-news Алексей Растегаев. – Плюс существенная часть обязательств перед туристами – 30-50% – была перенесена и должна быть исполнена в 2021 году, что также грозит сильным снижением доходов. К тому же принимающие компании заметно повысили расценки на свои услуги, можно ждать повышения стоимости круизов и, соответственно, проблем со спросом».
В числе первоочередных мер г-н Растегаев называет налоговые каникулы по уплате НДС и отчислений от фонда оплаты труда на срок не менее года, а также выделение субсидий из федерального бюджета на покрытие убытков и возможных кассовых разрывов. Отрасли помогли бы также субсидирование процентных ставок по кредитам и меры по реструктуризации банковских кредитов и лизинговых платежей судоходных компаний.
«Будем просить также ускоренного возмещения акцизов после подтверждения факта оплаты судового топлива и перехода прав собственности, – говорит Алексей Растегаев. – Надеемся, что правительство рассмотрит и возможность рефинансирования судоходным компаниям на льготных условиях по схеме возвратного лизинга инвестиций, вложенных в модернизацию круизного флота в период 2018-2020 годов».
Круизные компании рассчитывают также, что удастся отменить требование о возврате субсидий, полученных ими в соответствии с постановлением правительства №576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» до того, как они вошли в число пострадавших от пандемии.
Председатель совета директоров круизной компании «Созвездие» Александр Соснин согласен, что сложилась парадоксальная ситуация. «Сезон мы провели при полной загрузке теплоходов, а доходов нет, потому многие из пассажиров – это не новые клиенты, а пересаженные с несостоявшихся из-за пандемии рейсов. Сейчас для пополнения оборотных средств нам нужны субсидии, а также кредиты под льготные проценты на 2-3 года».
По словам эксперта, важно также унифицировать действия региональных отделений Роспотребнадзора. «Этот сезон прошел как под дамокловым мечом. Некоторые компании столкнулись с серьезными трудностями, когда из-за одного заболевшего целое судно ставили на прикол. Пара таких остановок способна поставить крест на всем сезоне», – заметил г-н Соснин.
«Мостурфлоту», как и большинству операторов, навигация-2020 далась нелегко: «Из 14 теплоходов в работе были лишь восемь, то есть 40% флота простаивало. Сама навигация была укорочена более чем наполовину. Но самый большой провал – полная потеря иностранного рынка, который в нашей компании составлял более 50% турпотока. В итоге в этом сезоне общий поток составил лишь 23% от традиционных летних объемов», – рассказала RATA-news заместитель генерального директора компании Светлана Гончарова.
Она считает обращение к правительству за помощью своевременным и обоснованным. «В случае с нашей компанией речь идет не о дополнительных мерах, – говорит г-жа Гончарова – Нам не полагалась поддержка для малых и средних предприятий, поскольку мы крупные. В число особо пострадавших вошли поздно, только в июне, но и тут поддержка прошла мимо нас, так как мы – системообразующее предприятие. В итоге этим летом нам не одобрили ни одного кредита. Плюс до конца года мы должны вернуть деньги за несостоявшиеся туры туристам старше 65 лет, которые на круизах составляют более 50%. В дополнение ко всему мы с остальными круизными компаниями даже во второй кэшбэк не попали».
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»