Культурный туризм в Петербурге
Экспертный круглый стол, посвященный перспективам развития культурного туризма в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России, состоялся в рамках выставки «Интурфест» в отеле «Амбассадор». Организаторами мероприятия выступили Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии и ЗАО «Санкт-Петербург Экспресс».
Круглый стол проходил как этап подготовки к форуму по культурному туризму, намеченному на октябрь 2008 года. Это единственное в России специализированное мероприятие, посвященное вопросам развития въездного и внутреннего туризма, традиционно проводимое параллельно с работой крупнейшей отраслевой выставки Северо-Запада РФ Inwetex. В нынешнем году на форуме будут обсуждаться проблемы и специфики культурного туризма, а также ряд вопросов, относящихся к формированию турпродукта, связанного с Олимпиадой 2014 года в России.
Сегодня одной из главных причин, сдерживающих развитие внутреннего туризма, в том числе культурного, является острейший дефицит инноваций в разработке и продвижении новых туристских продуктов. В Петербурге, например, основные объекты показа, широко демонстрируемые туристам, можно пересчитать по пальцам одной руки: Эрмитаж, Петропавловская крепость, Петергоф, Янтарная комната. В то же время в городе существует множество достойных внимания культурных и исторических объектов, способных стать полноценными туристскими брендами. Однако, как отметила ведущая круглого стола исполнительный директор СЗРО РСТ Юлия Рыбакова, нынешний туроператорский бизнес занимается преимущественно продуктом, лежащим на поверхности и не требующим дополнительных усилий в освоении.
Как сказал, в частности, руководитель Центра развития малых отелей Алексей Мусакин, сегодня необходимо ставить вопрос о едином информационном ресурсе, способном представить и продвинуть культурные и культурно-событийные предложения Петербурга и Северо-Запада. Шаги в этом направлении делаются – создаются туристско-информационные центры как в Петербурге, так в Ленинградской области, в Мурманске, Архангельске, разрабатываются туристско-информационные порталы в Интернете. Однако пока они работают не в команде, а каждый в своем уделе.
Следует учитывать также и тот факт, как считает г-жа Рыбакова, что туристы уже становятся «сами-себе-туроператоры», превращаясь в полноправных участников процесса производства турпродукта. Они же формируют сегодня и новое представление о туристической инфраструктуре, устраивающей их. Директор Информационного центра «Русского музея» Владимир Ахунов подтвердил это, добавив, что из 100 тыс. иностранных туристов, посетивших музей в 2007 году, 46 тыс. сделали это самостоятельно.
«Турист сегодня – это человек эпохи потребления и человек эпохи Интернет, – подытожил вице-президент РСТ Сергей Корнеев. – При этом все больше и больше людей едут не в конкретный музей, а в Петербург. Для них весь город – одна большая «игровая» площадка. Меняется и преимущественный потребитель петербургских музеев – от американских пенсионеров до представителей российского и европейского среднего класса с семьями и детьми».
Тем временем проблемами в развитии туризма становятся повышение загрузки объектов города и рост нагрузки на всю логистику, сопутствующую обслуживанию туристов, в том числе пропускную способность музеев. «Даже в хороший музей, если при нем не будет удобной парковки для автобуса, турфирма вряд ли рискнет везти своих клиентов», – заметил г-н Корнеев.
Очевидно, что для успешной конкуренции с европейскими туристскими центрами визуальные впечатления туриста необходимо дополнить погружением в культурную среду города. Петербургу, уверена Юлия Рыбакова, в ближайшее время необходимо предложить в дополнение к традиционным турпродуктам способы непосредственного участия туристов в событиях, воспроизводящих историческую и реальную культурную жизнь города. Турист хочет интерактива и инноваций. Обобщая опыт развития культурного туризма в странах Европы, можно сказать, что целью его является создание новых эмоций.
Эти и другие вопросы станут предметом дискуссии на петербургском форуме по туризму, который состоится в октябре 2008 года. Более подробная информация о нем будет размещена на сайте www.spb.rata.ru.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»