Ввод в строй новых гостиниц в России сократился почти втрое
Девелоперы, подписавшие еще до кризиса контракты с международными операторами, вынужденно отложили открытие своих объектов. Номерной фонд российских операторов показал рост на 5-7%, под их управление частично перешли гостиницы, работавшие под западными брендами.
Завершение значительной части начатых гостиничных проектов сдвинуто на 2023 год, отмечают консультанты.
Одна из причин – уход международных операторов, что привело к прекращению финансирования многих проектов, говорит руководитель платформы консалтинговых услуг CORE.XP Ирина Ушакова. По ее словам, в Москве в этом году пока открылся только один объект – Soluxe Hotel на 340 номеров, изначально он планировался под брендом Crowne Plaza. До конца года также заявлено открытие Azimut Comcity Park на 150 номеров.
О своем уходе из России или приостановке инвестиционной деятельности объявили Hilton, InterContinental Hotels Group, Marriott International, Hyatt Hotels, Best Western и Sokos Hotels, указывают в Nikolliers. Суммарно под их брендами работали 98 гостиниц. По словам замдиректора департамента стратегического консалтинга Евгении Тучковой, в Москве и Санкт-Петербурге на долю международных операторов приходилось 12% всех сертифицированных гостиниц 3* и выше, в регионах – 14%.
Прирост гостиничного фонда в России в этом году ниже изначальных прогнозов, подтвердила «Коммерсанту» г-жа Тучкова. В Москве сдано 372 номера вместо запланированных 1,02 тыс. В целом по стране в 2022 году предполагалось появление 2,5 тыс. номеров, но по факту оказалось примерно в три раза меньше.
Многие гостиницы, работавшие под зарубежными брендами, после ухода глобальных компаний сохранили команды и продолжили работу, но уже под другими вывесками, поясняет Ирина Ушакова.
По подсчетам Nikoliers, ребрендинг провели 20 гостиниц. Главной проблемой таких объектов г-жа Ушакова считает отсутствие доступа к сетевой системе бронирования и программам лояльности. Но по мнению директора по работе с гостиницами и поставщиками наземных услуг «Аэроклуба» Татьяны Солнцевой, для клиентов такие объекты не потеряли привлекательности.
Еще часть отелей с совокупным фондом 899 номеров перешла в портфели российских управляющих компаний (УК), указывают консультанты. За год номерной фонд последних вырос на 5-7%, подсчитала директор по гостиничному консалтингу NF Group Наталья Розенблюм.
Но с новыми объектами ситуация сложнее. Некоторые гостиницы, у которых изначально планировались международные бренды, по словам г-жи Тучковой, еще не приняли окончательного решения в пользу собственного бренда или сотрудничества с российской УК. По оценкам эксперта, сейчас на рынке работают 33 российских оператора, из них 11 компаний управляют 18,5 тыс. номеров.
Партнер Commonwealth Partnership Марина Усенко считает, что в существующих условиях у российских УК есть возможность резко нарастить собственные портфели за счет развития внутреннего туризма.
В российском Azimut Hotels указывают, что за год фонд сети вырос на 10%, составив около 12 тыс. номеров, на следующий год пока запланировано открытие трех объектов. Текущую конъюнктуру в компании считают благоприятной для развития: в России почти нет западных туристов, и переход на локальный бренд выгоден собственникам. Президент Cosmos Hotel Group Александр Биба говорит, что номерной фонд его сети за год вырос на 15%.
Девелоперы довольно охотно ведут диалог с российскими операторами. Однако нехватка новых концепций во всех сегментах гостиничного рынка сохраняется, признает Наталья Розенблюм. По словам Евгении Тучковой, это особенно заметно в высокобюджетном сегменте: в России исторически долгое время не существовало концепций люксовых отелей, «Метрополь» и «Националь» были единичными проектами.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»