Лишь 2% туристов обратились в суд после стихийного бедствия
После декабрьского стихийного бедствия в Юго-Восточной Азии руководители многих российских турфирм были уверены, что вслед за цунами на них обрушится шквал претензий и судебных исков со стороны туристов. По экспертным оценкам, 98% клиентов, оформивших туры в Юго-Восточную Азию на новогодние праздники, подали претензии либо в свои агентства, либо в операторские компании с требованием вернуть деньги за путевки. А вот в отношении судебных исков картина сложилась совсем иная.
По действующему законодательству, в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы многие туркомпании освобождались от ответственности, а значит, и от обязанности выплачивать денежную компенсацию. Тем не менее, туроператоры выработали единую схему компенсации несостоявшихся туров и предложили ее агентствам. Решение оказалось правильным. По оценкам директора юридической консультации «Визит» Анны Самсоновой, примерно 70-80% клиентов согласились или подождать выплаты компенсации, или принять ее в виде замены сроков тура, изменения места отдыха. 10-15% настаивали на немедленной выплате компенсации, но лишь 2-3% туристов из общего количества пострадавших обратились с исками непосредственно в суд.
Чаще всего основанием для подачи искового заявления в суд является невозврат денег за авиабилеты. Подают его обычно на агентство, с которым у клиента был заключен договор. Однако, как разъяснила Анна Самсонова, при наличии в договоре с клиентом правильно оформленной ссылки на отношения, касающиеся авиаперевозки, агентство или оператор имеет возможность не нести ответственность, вытекающую из договора перевозки. Например, на днях в мировом суде Басманного района Москвы адвокаты юридической консультации «Визит» выиграли дело в пользу туроператора по иску туриста о взыскании денежных средств за авиабилет и компенсации морального вреда.
В качестве обоснования позиции туроператора суду были представлены документы, подтверждающие оформление авиаперевозки в качестве отдельного правоотношения туриста и авиаперевозчика. На основании действующего законодательства (ст. 786 ГК РФ) авиабилет считается самостоятельным договором перевозки между туристом и перевозчиком. Туроператор не является стороной данного договора и не может нести ответственность, вытекающую из данного договора. Как сообщила RATA-news Анна Самсонова, суд отказал туристу в удовлетворении его исковых требований о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»