Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Круизный поток в Петербург оказался ниже допандемийного

В ходе прошедшей навигации объем межрегионального речного туризма в Петербурге, который не включает прогулки по рекам и каналам города, составил 156 975 человек. 79 500 человек прибыли в город на речных круизных судах, еще 77 475 отправились путешествовать на этих судах из Петербурга. Это на 17% меньше, чем в 2019 году, который тоже не был самым успешным: пик спроса на межрегиональные речные круизы в Петербурге пришелся на 2013 год. Тогда пассажиропоток составил 229 137 человек. Соответственно навигация-2022 отстала от пиковых значений на 31,5%.

Основные туроператоры, которые предлагают межрегиональные речные круизы с заходами в Петербург, это «Мостурфлот», «Созвездие», «Водоходъ» и несколько других компаний. Самые популярные маршруты длятся около недели. Среди востребованных северных направлений – Ладожское и Онежское озера, Белое море, а среди южных – Москва, Казань, Самара, Нижний Новгород.

Всего в нынешнюю навигацию в город на Неве было совершено 406 судозаходов. Но, как говорят специалисты, несмотря на снятие этим летом пандемийных ограничений, хорошую погоду практически в течение всего сезона и традиционный статус Петербурга как столицы водного туризма, число круизов на речных судах было далеко от возможного.

За последние 10 лет (сезоны 2012-2022) самый крупный провал водного туризма ожидаемо пришелся на ковидный 2020 год. Тогда пассажиропоток межрегиональных речных круизов в Петербурге составил всего 45144 человека, а число судозаходов упало до 146. В 2021 году ситуация улучшилась – 119791 круизный пассажир при 366 судозаходах. В 2022 году можно было ожидать полного восстановления объемов, но этого не произошло.

Как рассказали «Ведомостям» участники рынка, в среднем речной круиз, включающий посещение Петербурга, стоит сегодня около 60 тыс. рублей на человека. По мнению генерального директора и совладельца компании «Аква-Экскурс» Владимира Филиппова, именно дороговизна оказалась причиной низких темпов роста пассажиропотока на речных круизах.

«Недельный водный тур из Дубая в Амман, Катар и Бахрейн стоит примерно те же 70 тыс. рублей на человека, что и речной тур, скажем, из Москвы в Петербург. Не будем обсуждать разные уровни сервиса – простое сопоставление уровней благосостояния граждан России и туристов, которые отдыхают в ОАЭ, уже говорит о том, что перспективы развития внутреннего водного туризма у нас крайне сложные», – сказал г-н Филиппов.

По его словам, основной объем круизов сейчас дают россияне, а до пандемии классические туристические маршруты по воде пользовались высокой популярностью у китайских туристов, которые формировали большой пассажиропоток. Они прибывали самолетом в Москву, затем водой в Петербург, откуда отправлялись самолетом обратно в Китай.

Совладелец компании «Альбатрос» Аркадий Ильин считает, что основная проблема петербургских речных круизов именно в резком сокращении числа иностранных туристов. «К сожалению, кризис усугубляется, поэтому думаю, что роста пассажиропотока в ближайшее время ждать не стоит, – сказал он. – Для меня позитивным прогнозом будет сохранение в следующую навигацию такого же турпотока, какой был в эту».