Круизный флот России стремительно сокращается
Количество речных круизных пассажирских судов в России к 2025 году сократится почти на 30%, до 87 (с учетом нового флота). К 2030 году его количество может уменьшиться до 53 судов без учета тех, которые могут быть построены. Такие данные в рамках вебинара PortNews привел глава Морского инженерного бюро (МИБ) Геннадий Егоров.
По его словам, сейчас в России порядка 115-120 действующих судов, средний возраст которых около 47 лет. При этом на фоне их модернизации будет наблюдаться сокращение пассажировместимости. В 2019 году этот показатель составил 24,6 тыс. человек, к 2025 году он снизится до 18,8 тыс., а к 2030 может упасть до 11,6 тыс. пассажиров, сообщил глава МИБ.
С учетом стоимости строительства, отсутствия достаточного опыта верфей и длительной окупаемости, а также проблем, возникших из-за коронавируса, круизные речные компании не спешат с новыми заказами. Глава совета директоров «Водохода» Виктор Олерский назвал решение о строительстве двух крупных круизных судов «Водоходом» и «Мостурфлотом» совместным подвигом. В 2017 году «Водоходъ» заказал теплоход «Мустай Карим», строительство ведет нижегородский завод «Красное Сормово».
Предполагалось, что судно будет сдано в первом квартале 2020 года и уйдет в круиз, но эти планы были нарушены пандемией. Компания рассчитывает получить теплоход к 10 июля, сообщил Виктор Олерский. Он признался, что есть «некие задержки», они носят «эстетический характер», так как на премиальном судне важны красота и комфорт пассажиров.
Проблемой для круизных компаний в РФ остается и низкая платежеспособность.
Стоимость круиза у операторов за человеко-сутки порядка 12 тыс. руб., сообщил г-н Олерский. Это выше пожеланий российского туриста, который готов к 6-7 тыс. руб., и «нужно создавать такого пассажира». Г-н Олерский отдельно отметил необходимость господдержки в виде льготного лизинга, субсидирования ставок и т.д.
По оценкам МИБ, в пересчете затрат на одну каюту строительство нового судна в РФ обходится в $500 тыс., конверсия (с использованием существующих элементов) – $200 тыс., модернизация на премиум-сегмент – $100 тыс., а обычная модернизация – $30–50 тыс. При этом, по словам Геннадия Егорова, в Германии строительство нового судна в пересчете на стоимость одной каюты составляет $350 тыс.
Московское речное пароходство (МРП) с 2016 года строит круизное судно «Петр Великий» на входящем в ОСК заводе «Лотос». Глава МРП Бахтиер Касимов предположил, что компании будут принимать решение о строительстве нового флота на основе опыта эксплуатации строящихся сейчас судов. Не факт, что это будут корабли такой вместимости, как «Петр Великий» и «Мустай Карим», которые покроют сегмент большого круизного премиального флота, полагает г-н Касимов: в дальнейшем заказывать могут суда поменьше. Для продвижения российских круизов необходимо упростить визовую процедуру для иностранцев, а также увеличить рекламу на зарубежных рынках, сказал Бахтиер Касимов «Коммерсанту».
Нижегородская компания «Гама» строит два пассажирских колесных судна «Золотое кольцо» на входящем в ОСК заводе «Лотос». Генеральный директор «Гамы» Дмитрий Галкин отметил, что для строительства новых кораблей экономика должна позволять судоходной компании в разумные сроки их окупить. Он также отметил, что понимание верфями сути круизного бизнеса относительно, у них «затратный механизм превалирует над результатом, что должна получить судоходная компания-клиент». Много времени и средств требуется также на получение документов в регистре, нужна корректировка нормативной базы, добавил он.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»