Надо ли Деду Морозу переезжать из Великого Устюга в Вологду?
В новогоднем сезоне 2015/2016 в Великом Устюге побывало 34 тыс. туристов, рост с предыдущим аналогичным периодом составил 10%. А в Новый год и зимние каникулы 2016/2017 на родину российского Деда Мороза приехало всего 24 тыс. гостей – меньше на 29%. Среди основных причин спада специалисты называют высокую стоимость продукта, на которую в этом году наложились еще и морозы, отпугнувшие родителей с маленькими детьми.
О риске снижения спроса на Великий Устюг туроператоры уже не раз предупреждали. «Бренд работает на пределе. Не хватает инфраструктуры, нет прямого поезда. А главное, сама вотчина по качеству сильно отстает от современных представлений о подобных объектах. Размещение и развлечения – на самом примитивном уровне, сильно напоминающем пионерлагерь не в лучшем варианте. Все эти впечатления начали давать негатив. Учитывая растущие цены, спад был вполне прогнозируем», – пояснила RATA-news руководитель российского отдела компании «Ванд Тревел» Ирина Астахова.
Представители районной администрации и турфирм Великого Устюга прогнозировали возможное снижение турпотока еще в ноябре. Генеральный директор ОАО «Дед Мороз» Татьяна Муромцева, выступая 21 декабря в Вологде на заседании оргкомитета по подготовке к зимнему туристическому сезону, объяснила это отсутствием прямых поездов и дорогим проездом на железнодорожном транспорте, частично возложив вину на «РЖД». По словам г-жи Муромцевой, туроператоров, с которыми «Дед Мороз» работает более десятка лет, заставили покупать вагоны через посредника – «РЖД тур»: «Путевки были проданы, например, в Челябинске и Екатеринбурге, а поезда нет, и людям путевки пришлось сдавать».
Об этом же в декабре прошлого года писала RATA-news. Напомним, петербургские туроператоры в начале декабря обратились с открытым письмом к президенту ОАО «РЖД» и гендиректору Федеральной пассажирской компании (ФПК) по поводу новогоднего чартерного поезда из Санкт-Петербурга в Великий Устюг. Они жаловались, что ФПК отказывается предоставить им железнодорожный состав напрямую, вынуждая бронировать его через компанию «РЖД Тур», которая «завышает стоимость аренды всех типов вагонов». Обращение возымело действие, в итоге некоторые претензии туроператоров были сняты, «РЖД Тур» предложил им подписать договоры по более выгодным тарифам. Но из-за неопределенности с чартерными поездами часть клиентуры была уже потеряна. А главное, проблема взаимоотношений с «РЖД Тур» так и не решена, в следующем году в пик сезона она наверняка повторится.
Ирина Астахова указывает еще на одну проблему: «В Великий Устюг туристы едут всего несколько дней в году. В новогодние каникулы там столпотворение, в остальное время – тишина. Хотя город замечательный, купеческий, прекрасно сохранившийся. Концентрация спроса на одном объекте – абсолютно неправильный подход, и с этим надо что-то делать», – уверена она.
С тем, что «надо что-то делать», согласна и директор компании «Виадук тур» Лариса Федорова. «Не думаю, что в Великом Устюге надо строить больше гостиниц, они не окупятся за короткий зимний сезон. Выход – в преодолении сезонности спроса, развитии в городе не только темы Деда Мороза, но и летнего отдыха, организации фестивалей, праздников. Город интересный, он наверняка привлечет к себе внимание туристов», – полагает г-жа Федорова.
На рынке есть и более смелые мысли. Если у Великого Устюга проблемы с транспортной доступностью, то, может быть, просто переселить дедушку Мороза поближе к людям? Например, в Вологду, куда ходят поезда и летают самолеты. Дед Мороз – уже достаточно раскрученный бренд, который перерос рамки маленького городка и требует перехода на новый уровень, считают эксперты. Получается, что Устюг сейчас из-за своей слишком громкой славы и многочисленных проблем не дает развиваться всему региону. По мнению ряда специалистов сфере консалтинга, единственный в регионе город, который может стать центром туризма, это Вологда. Появились предложения развивать Вологду и Великий Устюг в одной связке: например, городская резиденция Деда Мороза будет в Вологде, а загородная – в Великом Устюге.
Ирине Астаховой идея объединения Вологды и Великого Устюга кажется интересной, но труднореализуемой: «Тур Вологда – Тотьма – Устюг пользуется спросом, это очень интересный маршрут. Но расстояния просто аховые, дороги очень тяжелые, поэтому он востребован у настоящих гурманов, тех, кто уже многое видел». Лариса Федорова в качестве аналога привела туристический маршрут Минск – Брест. Расстояние между этими городами всего на 100 км меньше, чем между Вологдой и Устюгом, но туры очень популярны. Правда, дорога, в отличие от вологодской, почти идеальная.
«В Вологде уже есть резиденция Деда Мороза, перекочевавшая туда из олимпийского Сочи. Но она находится не в центре и, возможно, из-за этого совсем не востребована. Туристы туда практически не ездят. Если заняться ее раскруткой, это можно будет продавать», – рассказал RATA-news заместитель директора вологодского туроператора «Кружево дорог» Алексей Красиков. Однако «забирать» или «переселять» Деда Мороза из Великого Устюга в Вологду, по его словам, точно не стоит. «Дед Мороз и Великий Устюг уже слиты воедино. 20 лет – солидный срок, целое поколение детей на этом выросло. Да и город неправильно лишать направления, которое кормит его целый год», – пояснил собеседник. Не исключено также, что превращение Вологды в главную вотчину из-за ярко выраженной сезонности упрется в те же проблемы, что и в Великом Устюге.
По словам генерального директора компании «Вологдатурист» Дмитрия Алексеева, Вологду и Великий Устюг лучше рассматривать как самостоятельные автономные площадки, тем более что расстояние между городами – порядка 450 км, то есть чуть меньше, чем от Москвы до Вологды: «Вологда и Устюг развиваются по-разному, и это хорошо, полезно обоим городам. У каждого сложилась своя клиентура. В Устюг едут, в основном, семьи с детьми, к нам – более взрослые туристы, хотя детей мы также принимаем немало. Не думаю, что надо переселять Деда Мороза в Вологду, так можно потерять туристов, ведь они уже привыкли к Великому Устюгу», – сказал он.
Дмитрий Алексеев заметил, что, хотя Великий Устюг представляет сейчас более яркий бренд, чем Вологда, он не оттягивает на себя клиентов областного центра: «Наш город не страдает от нехватки спроса. Другое дело, что организованных групп явно стало меньше. Доля самостоятельных туристов в общем потоке составляет 60%, а через пару лет дойдет до 80%», – уточнил собеседник.
«На Новый год у нас были свободными только хостелы. Все остальные гостиницы, от советских эконом-класса до единственного люкса были не просто забронированы, а оплачены и реально заселены. На Масленицу сейчас тоже все занято», – подтвердил Алексей Красиков.
Директор вологодской компании «Турклуб Пилигрим» Наталья Киселева согласна с коллегами: «Проблема Вологды не в Великом Устюге. Дед Мороз вряд ли спасет ситуацию. Городу нужна грамотная реклама. Ведь если раскруткой Устюга целенаправленно занимались почти 20 лет, и мы теперь видим результат, то Вологду никто толком не продвигал».
Напомним, государственный туристический проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» создан по инициативе московских и вологодских властей и действует с 1998 года. «Дом Деда Мороза» официально открылся в Великом Устюге 25 декабря 1999 года. По областной статистике, за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тыс., то есть в 16 раз, а в целом с 1998 по 2014 год – в 74 раза. С начала реализации проекта товарооборот в городе вырос в 15 раз.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»