Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Загородный отдых - золотое дно Псковской области

Длительное время рынок загородного отдыха в Псковской области переживал непростые времена. С 1997 по 2006 количество объектов загородного рынка уменьшилось в два раза. Второе дыхание у загородного туризма открылось лишь в 2007 г. По оценкам экспертов, именно тогда отдых в области вновь стал приобретать популярность у туристов и начал развиваться. В 2006 годй в области функционировало 7 санаторно-курортных организаций и 10 организаций отдыха. К концу 2008 года число санаторно-курортных не изменилось, а количество предприятий отдыха увеличилось до 14.

По данным Госкомстата Псковской области, треть объектов загородного отдыха принадлежит общественным организациям, 38,1% находятся в государственной собственности и только 19% - в частной

«Спрос на загородную недвижимость Псковской был вызван дороговизной земли вокруг Санкт-Петербурга и Москвы. Инвесторы поняли, что могут дешевле купить красивый вид на Псковщине. Плюс сам формат загородного отдыха стал изменяться. Если раньше людям было достаточно красивого пейзажа, то у нового поколения требования уже более высокие и им необходимо место, где можно поужинать, где позаниматься спортом. Это стало создавать потребность в создании инфраструктуры как таковой», - считает председатель Комитета области по транспорту и связи Дмитрий Разумов.

В Псковской области наибольшей популярностью пользуются такие объекты загородного отдыха, как «Чудское подворье», «Лукоморье», «Динамо» (Бор Бельково), «Плесков», «Березка» (Жидилов бор), «Алоль» (Пустошкинский район). За последнее время к их числу присоединился отель «Арина Р» (Пушкиногорский район) и база отдыха «Волынь» (Куньинский район). Не за горами открытие еще одного объекта – турбазы в Пыталовском районе. «Наибольшим спросом пользуются санатории, второе место занимает активный отдых дешевого сегмента, а третье - более дорогие пляжные варианты», - отмечает заместитель директора турагентства «Русский город» Михаил Иванов.

Что касается рынка загородного гостиничного бизнеса, то он, по мнению экспертов, делает первые шаги в своем развитии. На конец 2008 года в Псковской области работало 38 гостиниц от 2 до 4 звезд.И, конечно, значительная часть отелей базируются именно в городах. Главным образом в Пскове. «Динамика в развитии загородного гостиничного бизнеса есть. Недавно пошли инвестиции в строительство небольших отелей», - отмечает председатель ассоциации АСТУР и директор турфирмы «София» Гелена Самохвалова. В качестве такого примера можно привести строительство гостиницы в Изборске.

Загородные гостиницы, пансионаты и базы отдыха Псковской области предлагают разнообразные условия с широким диапазоном цен - от номеров со всеми удобствами и благоустроенных коттеджей до летних домиков. При этом имеющаяся инфраструктура ориентирована, главным образом, на российского не слишком взыскательного туриста. По отзывам экспертов, процент номеров бизнес-класса невысок. А значит, большинство объектов загородного отдыха не может обеспечить европейские стандарты по обслуживанию иностранных туристов. «К нам преимущественно едут жители крупных российских городов. Может быть, иностранцы и поехали бы, но для этого надо подтягивать уровень сервиса», - считает Гелена Самохвалова.

Численность туристов, отдыхавших в Псковской области
(человек)
  2008 2007 2006 2005 2004 2003
Россияне 189687 252896 206100 184000 199500 210688
Иностранцы 14066 12112 28300 16000 16000 23804

Наиболее активный спрос на загородный отдых наблюдается со стороны корпоративных клиентов, отмечает заместитель директора турагентства «Славянский тур» Ольга Щербакова, Учреждений, специально ориентирующихся на корпоративный отдых в области нет, но загородные гостиницы, пансионаты и турбазы развивают свою инфраструктуру, ориентируясь именно на корпорантов. «Доля корпоративных заказов притом, что базы предоставляют комплексный отдых, остается высокой. Практически в каждом учреждении есть конференц-зал или же комната для переговоров», - говорит г-жа Щербакова. Частные лица больше интересуются турами выходного дня, особенно если есть специальные предложения. «В уикенды почти все загородные гостиницы, базы отдыха и санатории забиты»,- констатирует Ольга Щербакова.

Загрузка большинства объектов рынка загородного отдыха Псковской области зависит от сезона. Летом турбазы и пансионаты заполнены до отказа, в межсезонье живут, в основном, за счет «корпоратива» и туров выходного дня. Учитывая особенности спроса, игроки рынка для привлечения клиентов в межсезонье делают ставку на разнообразие дополнительных услуг. По информации Псковстата, доходы от допуслуг, не входящих в стоимость номера, по итогам 2008 года составили 21,2%, что больше предыдущего года на 3,1%. И перечень таких услуг постоянно расширяется и пополняется.

Больше всего санаториев, пансионатов, баз отдыха сконцентрировано в Печорском районе, около Псковского озера. А более активный спрос на загородный гостиничный бизнес наблюдается в Гдовском, Печорском, Себежском и Пушкиногорском районах.«На специализацию бизнеса влияет удаленность от города. Корпоративные клиенты и частники, выбирают тур выходного дня, ориентируясь на небольшое расстояние. Для отдыха на неделю и дольше псковичи уезжают подальше от города»,- рассказывает Михаил Иванов.

Эксперты признают, что путешествие по родной земле может оказаться не менее затратным, чем поездка в другой регион: во многих областных объектах размещения цены соответствуют московским, причем высокая цена проживания не всегда соответствует качеству услуг. Впрочем, среди предложений турбаз и отелей Пскова можно найти самый разный уровень цен: от 200 рублей с человека в день до 3000 рублей за номер или домик.

Название объекта Цена 1-мест. номера

в сутки, руб.

Цена 2-мест. номера

в сутки, руб.

«Жидилов бор» 500 3000 (домик)
«Алоль» 200 700
«Плесков» 1000 3000
«Лукоморье» 1800 2200 (домик)
«Бор Бельково» 450 750

Большинство загородных баз отдыха, гостиниц и пансионатов продвигает свои услуги через российских операторов. Практически все сотрудничают с несколькими турфирмами в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. «Для продвижения мы привлекаем туроператоров по всей стране. Устанавливаем комиссионные, чтобы операторам было выгодно продавать наши услуги», - отмечает директор базы «Березка» Светлана Бородина. По мнению Дмитрия Разумова, в сравнении с другими регионами Псковская область абсолютно конкурентоспособна и может предложить на выбор различные варианты размещения - от бизнес- до эконом-класса».

Эксперты считают, что пока имеющееся число загородных гостиниц, баз отдыха и пансионатов не перекрывает спрос. Поэтому некоторые из них склонны полагать, что внутренней конкуренции в Псковской области нет. «Я считаю, что конкуренции как таковой у нас нет, потому что спрос превышает предложение», - говорит Дмитрий Разумов. Но другие участники рынка сходятся во мнении, что конкуренция все же есть, хотя вполне лояльная и касается преимущественно внутреннего потребителя.

Главный камень преткновения на пути процветания псковского туризма, по мнению экспертов, - недостаточное продвижение туристических возможностей области.

Вторая проблема, вытекающая из первой, - неразвитость инфраструктуры рынка загородного отдыха. Решить ее можно лишь с привлечением инвесторов, что, в свою очередь, невозможно без их широкого оповещения. Исправлять сложившуюся ситуацию начали совсем недавно, когда местные власти, наконец, обратили внимание на плачевное состояние туристической отрасли. Хотя туризм, по утверждению экспертов, это настоящее «золотое дно» для Псковской области.

Кризис вносит свои коррективы в туристический бизнес. «Экономическая ситуация реструктурировала клиентов, то есть ушли одни, пришли другие, - считает Дмитрий Разумов. - Теперь у нас отдыхают те, кто раньше платил за отдых в Европе 200-300 евро». Его точку зрения поддерживает Гелена Самохвалова: «Кризис - это и хорошо, и плохо. Мы надеемся, что внутренний рынок усилится. Потому что за счет падения рубля цены на выезд выросли, а люди привыкли отдыхать, и теперь логично предположить, что они будут осваивать внутренний туризм». По ее словам, это понимают и инвесторы, поэтому одним из толчков к строительству объектов загородного отдыха, можно считать именно кризис. (Центр деловой информации Псковской области)