Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

В следующем году российские речные круизы подорожают

Начавшееся в этом году «оттаивание» рынка речных круизов, который два предшествующих сезона пребывал в затянувшемся кризисе после катастрофы «Булгарии», получило свое продолжение в акциях раннего бронирования лета 2014 года. Туроператоры, опрошенные RATA-news, констатируют, что продажи, стартовавшие в отдельных компания еще в августе, идут хорошо, можно говорить о росте спроса на 15%. Впрочем, прогнозировать следующий год еще очень рано. Заключительный рейс навигации-2013 состоится 9 ноября, только после этого нынешний сезон можно будет считать окончательно закрытым.

Но кое-какие тенденции будущей навигации уже «проклевываются». В следующем году нас ожидает довольно ощутимое подорожание круизных путевок: по разным данным, от 10% до 25%. «Подорожание – это, скорее, вынужденная мера. В последние годы из-за кризиса отрасли игроки не могли позволить себе повышать цены даже на размер инфляции. Минувшее лето, наконец-то, ознаменовалось возвращением потребительской активности – в среднем пассажиропоток вырос на 5-8%, что стало для туроператоров сигналом к началу восстановления рынка», – говорит директор по внутреннему туризму компании «Водоходъ» Андрей Смолин. По его словам, цены на речные круизы будут расти, чтобы стоимость тура пришла в соответствие с экономическими реалиями и компании смогли работать «в плюс».

Генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров подтвердил, что на данный момент стоимость круизов уже повысилась на 10% и, скорее всего, поднимется еще раз примерно на столько же. Пока туристов привлекают скидки 10-15%, которые предлагают туроператоры по акциям раннего бронирования. «Бонусные» цены будут сохраняться, как минимум, до Нового года, а в отдельных случаях до марта. Примерно на 15%, по данным г-на Сахарова, выросли и ранние бронирования. При этом Андрей Смолин подчеркивает, что предварительные продажи, как правило, «константа», поскольку происходят за счет постоянной клиентуры и занимают около трети всех объемов. Самым показательным будет период, начиная с апреля, именно на это время приходится большая часть запросов.

В то же время эксперты не исключают, что рост цен на путевки может дать обратный эффект – стать причиной оттока покупателей. «В этом случае туроператоры, скорее всего, будут сокращать свои объемы, что, впрочем, происходит уже сейчас», – пояснил г-н Смолин.

По словам заместителя генерального директора «Мостурфлот» Светланы Гончаровой, в компании отмечается трехкратный рос спроса на круизы 2014 года по сравнению прошлогодними показателями. «В первую очередь, туристов привлекают наиболее «раскрученные» суда, которые летом будут продаваться уже по другой цене. Места в таких круиза стараются покупать заранее», – продолжает г-жа Гончарова. Она отметила устойчивую тенденцию роста интереса туристов к круизам на судах категории 4-5*. Например, майские круизы на теплоходах «Княжна Виктория» и «Александр Грин» с первых дней продаж разбирают, как горячие пирожки.

Прошедший сезон эксперт оценивает положительно. Как заметила Светлана Гончарова, на фоне роста продаж в мае и первой половине лета – в тот момент круизы были заполнены на 99%, заметно просел август. Однако это не помешало по итогам сезона выйти на неплохой плюс – порядка 27% по сравнению с провальным для отрасли 2012 годом.

В «Инфофлоте» называют цифры летнего прироста на уровне 15-20%. «По ощущениям, до докризисных показателей необходимо добрать еще примерно 10-15%. Если в 2014 году рост спроса сохранится, вполне возможно, что нам удастся «закрыть» этот пробел», – прокомментировал Александр Сахаров.

Между тем, собеседники RATA-news полагают, что рынок речных круизов продолжит претерпевать структурные изменения, вызванные значительными финансовыми трудностями в отрасли. Прошедший сезон стал последним сразу для нескольких компаний. С круизного рынка уходит «Русская пароходная компания на паях». Если еще в навигацию 2012 года от нее работали два трехпалубных теплохода – «Петр Первый» и «Прикамье», то в минувшем сезоне вышел в работу только один теплоход – «Петр Первый». В следующем году он будет использоваться как судно-гостиница в Череповце. Уходит с рынка также компания «Альба-тур», работавшая с двухпалубным теплоходом «Бородино». В будущую навигацию теплоход будет обслуживать пассажиров от компании «Белый лебедь». Впрочем, в будущем году стоит ждать и выхода новой компании «Вояж», которая намерена работать от Перми с теплоходом «Анатолий Папанов».

При этом эксперты уверены, что в навигацию 2014 года не избежать ситуаций, аналогичных тем, которые произошли этим летом с теплоходами «Шлиссельбург» и «Кабаргин». Напомним, что их пассажирам по разным причинам пришлось провести несколько дней на борту причаленного к берегу судна, пока их не отправили по домам. В обоих случаях запланированные круизы так и не состоялись. И «Шлиссельбург», и «Кабаргин» принадлежат небольшим компаниям, оперирующим одним-двумя судами. Именно такие компании находятся в зоне риска, поскольку не всегда имеют серьезную «финансовую подушку».

 

Нина Егоршева, RATA-news