Гостиничный рынок Москвы: итоги трех кварталов 2013 года
По результатам проведенного Jones Lang LaSalle на рынке отелей столицы исследования, все три летних месяца у качественных средств размещения показатель RevPAR (доходность на номер) увеличивался по сравнению с тем же периодом 2012 года. Рост держался на уровне 6-13% в зависимости от сегмента: «люкс» – плюс 13%, верхний предел верхнего сегмента – плюс 7%, верхний сегмент – плюс 10%, верхний предел среднего сегмента – плюс +8%, midscale – плюс +6%.
Сезон был весьма активным периодом для большинства гостиниц Москвы, а Чемпионат мира по легкой атлетике улучшил результаты августа. В итоге в последний месяц лета RevPAR вырос во всех исследуемых отелях столицы на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года, что очень существенно. Но несмотря на хорошие летние показатели, за три квартала загрузка, средний тариф и доходность объектов во всех сегментах кроме люксового была ниже, чем в 2012-м. Это следствие не совсем удачных первых месяцев.
Люксовый сегмент. Четыре года загрузка luxury-объектов города остается на неизменном уровне. За тот же период средний тариф вырос всего на 7%, так что этот сегмент весьма стабилен. Впрочем, открытие Four Seasons в 2014-м должно повлиять на общие показатели.
Верхний предел верхнего сегмента. Здесь открытие сразу нескольких новых гостиниц резко снизило загрузку в 2011 году, и для восстановления позиций потребовалось больше времени. Отели пока не достигли докризисного уровня заполняемости, а показатель RevPAR отстает от прошлогоднего на 5%.
Верхний сегмент. Сейчас налицо приличный рост в загрузке, которая по итогам девяти месяцев 2013 года превысила 71%, при этом цены на номера снизились на 1%. Так что заполняемость в верхнем сегменте растет, а вот средний тариф не увеличивается даже на уровень годовой инфляции.
Верхний предел среднего сегмента. Тут средние цены не менялись с 2010-го, а загрузка после периода незначительного роста сильно упала. По всей вероятности, заполняемость таких объектов уже достигла предела, тем не менее гостиницы по-прежнему не могут начать увеличивать цены. А если принять во внимание ежегодную инфляцию, то стоимость номера даже падает. Поскольку новые гостиницы в этом сегменте появляются регулярно, в ближайшие три года можно ожидать дальнейшего снижения стоимости проживания.
Средний сегмент. Его загрузка достигла предельных показателей, а максимальную ценовую планку определяют отели, упомянутые чуть раньше.
Руководитель департамента гостиничного бизнеса компании Jones Lang LaSalle Дэвид Дженкинс резюмировал: «В условиях, когда до конца года всего три месяца, мы считаем, что положительную динамику по году продемонстрирует только люксовый сегмент, тогда как в остальных показатель RevPAR снизится на 1-4% по сравнению с 2012 г. Возрастает давление на прибыльность гостиничного бизнеса, что не способствует развитию сферы. Положительным фактором для владельцев отелей в Москве можно счесть рост интереса потенциальных инвесторов к покупке средств размещения в городе, сочетающийся с нехваткой объектов на продажу, что приводит к увеличению их стоимости и снижению ставок капитализации.
По нашим прогнозам, в течение следующих трех лет гостиничное предложение в городе пополнится на 4500 номеров, что сильно расширит рынок брендированных качественных комнат. Это повлияет на динамику рынка. Логично предположить, что в этом году и первой половине 2014-го отельеры могут предпринять попытку нарастить средний тариф в преддверии появления новых объектов».
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»